Постижение божественного откровения
|
Христианский Философский Словарь |
|
Вступительное слово «Понятийное поле» категорий, понятий и терминов Христианской Философской Антропологии , Онтологии и Гносеологии не может, естественно, опираться только лишь на философское их значение, или только на богословское их понимание. Философский смысл всех основополагающих понятий, представленных в этом СЛОВАРЕ, необходимым образом углубляется и уточняется их Библейско-Богословским осмыслением, как истин тесно связанных с Откровением. В первую очередь, конечно же, это касается Богословского осмысления Евангельского Откровения Господа Иисуса Христа, переданного нам святыми апостолами. Это придаёт всем понятиям новое, христианско-философское, смысловое качество. Оно соединяет в себе достоинства обоих «методов познания», и «научно-философского», и «откровенно-религиозного». Христианско-философское осмысление философско-богословских истин, как истин Божественного Откровения, проводится в рамках «Догматики» (Догматическое Богословие) и «Евангельской Нравственности» (Нравственное Богословие или Христианская Этика). «Евангельская Нравственность» занимает центральное место в системе философско-богословских построений Христианской Философской Антропологии, Онтологии и Гносеологии, ибо является тем главным звеном, или общим местом, которое увязывает в единую систему все категории, понятия и термины, представленные в СЛОВАРЕ, делая их неотъемлемой честью Божественного Откровения. Евангельское «Нравственное Чувство» является воистину чудесным даром Божественной Любви исстрадавшемуся человеческому сердцу. Но, к сожалению, его роль в современных философско-богословских исканиях, за редким исключением, чисто эмпирическая, недостаточно осознанная. Часто ею вовсе пренебрегают. Оно отодвинуто на периферию богословствования. Выведено за рамки Догматического богословия, являющегося онтологическим основанием всего богомыслия. В философском мышлении оно так же не занимает достойного его места, понимаемое, главным образом, как нечто производное от психики и жизнедеятельности человека. То есть тоже совершенно лишено онтологического звучания. «Нравственное чувство» приводит человеческую личность к Таинственному общению с Богом, а уровень проникновения в онтологию «Евангельской Нравственности» не опускается глубже гуманитарно-социологических, культурологических и морально-этических категорий, являющихся общим местом в рассуждениях о «правах человеческой личности» и «естественной нравственности» всего человечества. О поисках «нравственного чувства» в глубинах человеческого сердца, где личность, лицом к Лицу, встречается с «Образом Божиим», нет никаких богословских исследований. Только редкие религиозно-философские искания. И совершенно напрасно. Ибо «Евангельская Нравственность» является средой общения. Общения человека с Богом. В этом общении находят своё завершение все философские искания человеческого ума, ищущего смысл своего существования. И разрешаются все те конфликты и противоречия, с которыми в этих исканиях сталкивается человеческое мышление. Именно поэтому, повторим ещё раз, - «Евангельская Нравственность» в «понятийном поле» Христианской Философской Антропологии, Онтологии и Гносеологии увязывает в единое целое богословские, философские, этические и эстетические аспекты и смыслы всех категорий, понятий и терминов, представленных в СЛОВАРЕ. СПИСОК СЛОВАРНЫХ СОКРАЩЕНИЙ англ. – английский ап. (апп.) – апостол (апостолы) библ. – библия (библии), библейский сюжет, библейская книга и т.д. и т.п. блж. – блаженный в. (вв.) – век (века) в т.ч. – в том числе г. (гг.) – год (годы) греч. – греческий язык д. - диск дх. (Дх.) – дух (Дух) дш. – душа (души) др. – другие евр. – еврейский еп. – епископ и т. д. – и так далее и т. п. – и тому подобное кат – категория (категории, категорий) кн. (Кн.) – книга (книге) кнн. (Кнн.) – книги лат. – латинский язык мн. др. – многое другое (ие, их) напр. – например нм – немецкий язык н. э. – нашей эры о. (оо.) – отец (отцы) ок. – около пл. – плоть пр. (прр.) – пророк (пророки) преп. (препп.) – преподобный (преподобные) прот. (Прот.) – протоиерей проч. – прочее пон. – понятие (понятия, понятий) посл. – послание (послания, посланий) проф. – профессор рус – русский сб. – сборник св. (Св.) – святой (Святой) свв. (Свв.) - святые (Святые) Св. П. – Святое или Священное Писание (Предание) свт. – святитель свтт. – святители см. (См.) – смотри соч. – сочинения ср. (Ср.) – сравни с. (С.) – страница сс. (СС.) – страницы ст. – статья (и) т. (Т.) – том т.д. – так далее т. е. – то есть тер – термин т. зр. – точка (точки) зрения тл. – тело (тела) т.п. – тому подобное фен – феномен фр. – французский ФХА - Философия Христианской Аскезы ХФА – Христианская Философская Антропология ХФГ – Христианская Философская Гносеология ХФО – Христианская Философская Онтология Литература [А92] Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.: Под общ. ред. М. П. Новикова. – 2-ое изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1986. - 512с. [Б90] БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ПОЛНАЯ ПОПУЛЯРНАЯ / Архм. Никифор. – Репринт. изд. – Л.: «Человек», 1990. - 904с. [Д 1] ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Курс Лекций. / Арх. Алипий (Кастальский-Бороздин), арх. Исаия (Белов). – С. Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. – 288с. [Д 2] Догматическое БОГОСЛОВИЕ. Курс Лекций. / Иер. О. Давыденков. – Изд. в 3-х ч. – М. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. – 452с. [К24] КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов и др.: Под ред. М. П. Новикова. – 5-ое изд. – М.: Политиздат, 1985. – 271с. [К78] Психология. Словарь / Сост. Л. А. Карпенко: Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с. [П49] ПОЛНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / Техн. Ред. Д. А. Булатова. – Репринт. изд. в 2-х том.– М.: «Возрождение», 1992. [С10] СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ /Под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. И. Петрова – изд. 5-ое стереотипное – М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СЛОВАРЕЙ, 1955. – 856с. [С48 5-250] Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. – 6-ое изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447с. [С48 5-16] Словарь философских терминов / Научная редакция проф. В. Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XVI, 731с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). [Ф56] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-ое изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444с. Абсолют – (лат. absolutus – неограниченный,безусловный) – пон. идеалистическойфилософии и религиозной философии.Оно применяется для обозначения вечного,бесконечного, безусловного, совершенногои неизменного субъекта, который самодостаточен,не зависит ни от чего, и ни от кого другого, сам по себе содержит всёсуществующее и творит его.[1] А. в религии – это Бог, который представляется: - или личным Существом (христианство, иудаизм, ислам); - или безличной сущностью, понимаемой какисточник всякого бытия (индуизм); - или изначальным принципом бытия (даосизм, буддизм, платонизм, стоицизм). В философии пон. об А. недостаточнонеопределенно и разнообразно. Тер. А. был введён в употребление в конце XVIIIв. М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые обозначали им пантеистически трактуемоеБ. Спинозой понятие Природы. По своему содержанию пон. А. можнорассматривать как «перводвигатель» Аристотеля или Единое у неоплатоников. В абсолютномидеализме Гегеля - А. – это дух,прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества, и достигшийсовершенства в самопознании. «Дух» достигает состояния абсолютного духа, и становится - мировым разумом. В субъективном идеализме – это ичеловеческое самосознание –«абсолютное Я» (у Фитхе), и воля (уШопенгауэра), непознаваемое (уСпенсера), и интуиция (у Бергсона). В материалистическойфилософии А. является материя,понимаема как бесконечная, неуничтожимая и вечно развивающаяся основа жизни, всегда соприсутствующей исодержащейся в «материи», слагающей весь мир – арену «жизни» и разума, как высших форм её развития ввечном движении. Классический античный материализм, ищет стихию или первоосновные части «жизни»,в особых видах и состояниях «материи». Отвергая дух материи, они ищутоснову и происхождения душ. Душлюдей, героев и богов. Это стихии: огонь или вода, ветер или земля. Или это – семя жизни, которое гомеомерично(по Анаксагору), т. е., является такой бесконечностью, которая сама дана встепени бесконечности. Эта частица, содержащая в себе бесконечное количествочастиц, которые бесконечно подобны первоначальной частице. Или, наконец, - этоособые атомы, которыми «материя» тесно связана с «жизнью», совечной этой«материи», в вечном и бесконечном цикле переходов неживого в живое и обратно. Метафизический материализм Возрожденияи последующего Ренессанса, возвращаясь, вместе со всей европейской философией,к античнымфилософским корням, развивает эти античные идей, приспосабливая их ксовременным достижениям естествознания. Эти увлечения сохраняются и впоследующей истории развития материалистической философии метафизическогонаправления, вплоть до последнего времени. Диалектический материализмотвергает любые представления об А., как ненаучные. Религиозная философия Европынового времени, сбросив с себя средневековое иго схоластики, вступила впостхристианский и, можно сказать, антибогословский период своего развития. Онабольше увлечена не Иисусом Христом, а разнообразием интеллектуально-логическихвоззрений на человека «идеалистической философии», в основном «субъективногоидеализма». Пытаясь соединить философию и религию, она ориентируется наинтеллектуально-религиозные воззрения и чувства впавшего в грех человека, а не на безгрешногоХриста и Его Евангелие. Вследствие чего пон. об А. в «религиозной философии»,по своему существу, мало чем отличаются от собственно философских воззрений.Принципиально новым явлением в «религиозной философии» нового и новейшеговремени является её увлечение восточным религиозным мистицизмом: мистикойИндии, Индокитая и Японии; мусульманской мистикой суфиев и мистикой Талмуда.Вследствие чего в Европе начался, и продолжается поныне, всплеск неоязычества иинтереса к оккультизму. Совсем другое положение с пон. А. в русской религиозной философии, которая,оставаясь, большей частью[2], в среде Евангелия, подА. понимает личного триединого Бога-Творца. Совершенно также пон. о А. толкуется в ХристианскойФилософской Антропологии Онтологии о Гносеологии. Литература: [С485-16] – с. 1; [Ф56] – с. 3. Виртуальныеисточники: [2] – д. I. Абсолютизм этический – (лат. absolutus – безусловный)– принцип истолкования этической стороны человеческойприроды. Согласно этому принципу понятия о морали, которые человеческиеличности должны осуществлять в своих взаимоотношениях и в своём отношении кокружающему их миру, трактуются как вечные и неизменные законы, извечноприсутствующие в самой «природе человека». Это законы вселенной,присутствующие в самой материи, иявляющиеся смыслом и целью развития мёртвой материи в материюживую, а затем и разумную, как считает материалистическая философия. Это априорные истины,возражает философия идеалистическая,которые присущи «материи» изначально, потому что сама «материя» есть ничто иноекак функциясознания. Это божественные заповеди, вложенныеБогом или богами в сотворённого человека, исповедует религиозное сознание. В любом случаеА. э. заявляет о совершенной независимости «морали» от условий общественной жизни людей, их психологических, социальных и экономическихпотребностей, и исторических особенностей жизни и развития человеческихсообществ.[3] Этим А. э.отличается от этического релятивизма,который, чаще всего, обуславливался протестом против объективизации идогматизации господствующей морали, втом или ином исторчески-конкретном человеческом сообществе. А. э., по своейсущности, имеет двойственные истоки. В первую очередь – это какие-либо интересыопределённой социальной группы, слоя (сословия, касты) или класса. В гораздоменьшей степени – это стремление отдельных мыслителей к истине или богоискательству,осознающих надсоциальный и внеприродный характер этическихустремлений ума и сердца человека. Их сущностное бытие. Острымнеприятием А. э. характеризуется историческийматериализм, особенно вульгаризированный,рассматривающий классовую борьбу и диктатуру класса только как политическиефеномены, т. е. как проявления битвы за политическое господство –борьбу за абсолютную власть. Даже критикуя «господствующую мораль» заусловность, беспринципность и подчинённость политическим интересам правящихгрупп, сторонники А. э., в противовес деградации нравов господствующих классов,представляют обществу непреложные законы морали, которыедолжны соблюдаться всеми и всегда. Объективируя, таким образом, тот фундамент,на котором и строится любая «господствующая мораль». Этические материалистыобвиняют «абсолютистов» в «моральном догматизме» и ригоризме. Они неотрицают полностью абсолютного содержания морали, но требуют иного теоретическогоего объяснения, рассматривая моральные абсолюты в контексте социально ипсихологически обусловленной изменчивости этических устремлений человеческойприроды. Частично соединяя, таким образом, взгляды на этику и «абсолютистов» и«релятивистов». Необходимо отметить, что «моральные абсолюты» «этическихматериалистов» являются природнымиабсолютами. Этику «исторического материализма», следовательно, можноназвать природной этикой. Историяразвития пон. о А. э. связана, как и многое другое, с античной философией.Интересно отметить то, что античное и доантичное религиозное мировоззрение недавало человеческой мысли основание для утверждения понятия об абсолютнойморали, так как оно основывалось на поклонении и добрым и злым духам, ипочитало небожителей, поступающих, как и люди, и морально, и непотребно. Тоесть на небе, как и на земле, творился полный моральный беспорядок. Понятие оморали как об абсолюте сложилось в размышлениях философов, ведомых потаённым,кроющимся в неведомых глубинах личности, стремлением к поклонению Единой и ВсеобщейИстине – этому богу философов, как называл Единое Платон. И Платон, и Сократ, иЕвклид Мегарский трактуют добро как абстрактную, вечную идею, противоположнуювсему изменчивому и обусловленному, т. е. всему находящемуся в материальноммире вещей. Своё полное,совершенное и онтологическое (последнее) основание абсолютистские воззрения наприроду морали получили в Нравственном Откровении – ЕвангелииБогочеловека Иисуса Христа. Постхристианскийпериод развития Европейской цивилизации оторвал этическую мысль человечества отонтологиинравственного бытия, вернув её в зыбкую и нечёткую средуморально-этических прозрений и образов человеческого ума, основывающихся наантичном этико-философском фундаменте, где она находится и доныне, лишённаячеткости и глубины божественного Откровения. Примерамиподобных абсолютистских этико-философских построений могут служитьразнообразные теории Нравственного чувства, являющегося основанием и источникомморально-этических устремлений человека. Это, например, построения английскихфилософов Шефтсбери и Спенсера, философия Канта.[4]В современной философии это школа интуитивизма.[5] Истинны, вобщем-то, утверждения философии этики о том, что моральные понятия добра идолга неизменны и безусловны, что основные моральные истины постигаютсякак самоочевидные и не нуждаются в доказательствах. Проблемазаключается в том, что Нравственность,являющаяся причиной этических устремлений человеческой природы, и проявляющаяся как«мораль» в «психической» и «социальной» жизни человеческой личности,имеет своим единым и единственным источником Личноебытие Бога. Поэтому, для того, кто отрицает это бытие Бога, сама«мораль» не может иметь абсолютной самоочевидности. Бытиечеловека без Бога не личностно, а индивидуально. И человек осознаёт сам себя нестолько как уникальную личность, сколько как индивидуальную природу. Личностноеже ощущение бытия человеком невозможно без Бога, ибо человек не являетсяличностью сам по себе, а толь как отображение, как образ божественного Лица,одним из главнейших свойств бытия Которого является «Нравственность», так как«Бог есть Любовь». Даже тотчеловек, который исповедует «Личное Бытие» Бога не может, тем самым,гарантированно иметь в себе самоочевидность «Нравственности»! Для этогонеобходимы большие духовные усилия человеческой личности в Общении с Богом ичеловеками по евангельским заповедям Богочеловека Иисуса Христа. Принедостаточности этих усилий и христианин будет прикован к Индивидуальному Бытию, и неспособен двигаться вперёд в корабле Личностного Бытия, чтобы достичь высот Личного Бытия, о которых повествует нам Евангелие. В силу этогомногие религиозные философы и даже богословы, неспособны различать взаимосвязимежду «моралью», «этикой» и «Нравственностью», считая их синонимами. Каксинонимичными считают они и такие кардинально различные понятия как «личность»и «индивид», объявляя все эти понятия феноменами природной, «психической»и «социальной» жизни человека и человеческих сообществ. ХристианскаяФилософская Антропология, определяет, таким образом, А. э. как: «Понятие,описывающее феномен, отражающий нравственные основы онтологии «ЧеловеческогоБытия». Источником этого феномена служит Откровение Бога о Самом Себе, какимеющим «Личное Бытие» и «НравственноеБытие», заключающегося в утверждении Нового Завета о том, что: - «Бог естьЛюбовь». Литература:[С48 5-16] – с. 1; [С48 5-250] – с. 6-7. Абстрагированное бытие – пон. Христианской Философской Онтологии. Онохарактеризует один из модусов УмопостигаемогоБытия. Отличительной особенностью онтологии Абстрагированного бытия(далее А. б.) является его абстрактность, в силу того, что онтологическаясистема его описания строится на принципе выделения основных свойствэтого бытия, и пренебрежения остальными, менее важными, по мнениюисследователя. Это пренебрежение второстепенными факторами и называется абстрагированием. (См.ст. «Абстрактное») Абстрактное бытие – это тер. Христианской Философской Онтологии. Онявляется синонимом всех модусов УмопостигаемогоБытия, формирующихся при УмозрительномПознании всех вещей, слагающих Реальное Бытие. (См.ст. «Абстрактное»)
|
Протоиерей Сергий Михальчук |