…le="mso-bidi-font-weight: normal;">абсолюте божества, и отдаляются от зла, как онтологически не существующегов Бытии Твари. «Зло» имеет в «БытииТвари» лишь относительное квазибытие, в силу отказа разумной твари от участияв абсолютномбытии Бога, который является источником и причиной всякогоблага и добра, так как Он есть Любовь.

А. н. – этопонятие полностью входящее в «смысловое поле понятий» личного аспекта человеческого бытия. Ономожет, усилиями человеческой личности, частично присутствовать и в «смысловоеполе понятий» личностного аспектачеловеческого бытия. Но постоянно вытесняется из него тем, чтоприсутствующий в Личностном Бытии  человека индивидуальныйаспект, полностью погружённый в природныйаспект человеческого бытия, не способен к восприятию А. н., как ЕвангельскогоОткровения Бога. Он отказывает «Нравственности» в её онтологическойважности и значении, полагая феномен нравственности, явлением,полностью обусловленным свойствами самой человеческой природы.

Абсолютная целесообразность всего сущего –это пон. Христианской ФилософскойГносеологии, которое означает, что все вещи:предметы, явления и существа, составляющие окружающее нас Реальное Бытие, созданы по единому замыслу тем Абсолютом, который представляет собой единуюв трёх Лицах божественную сущность. Этот триединый Бог, замышляямир как Среду Общения, населил Тварное Бытие сообразными Себе Тварными Лицами. Полноте, совершенству исвободе этого «Общения» Бог подчинил всё устроения окружающей нас материальной реальности, сделав общениенаивысшей и абсолютной целесообразностью(далее А. ц.) всего сущего.

Из этой абсолютной истины аксиоматически вытекают дваследствия:

Во-первых, все«вещи», существующие в реальности, связаны между собой таким образом, чтонаиболее значимые связи между ними познаются не формально-логически, адуховно-эмпирически. Не усилиями личности, познающей природу «вещи», а общениемлиц, тварных и нетварных, раскрывающих друг другу свои природы, тварную инетварную. И в этом взаимном раскрытии друг перед другом, для тварного лицапостигающего в общении нетварную природу, открываются все самые глубокие тайныего собственной тварной природы. А вместе с этим и тайны всего «материальногомира»;

Во-вторых, в«Реальном Бытии» невозможно присутствие двух абсолютных сущностей (абсолютов),так как соприсутствующие в бытии сущности непременно являются влияющими друг надруга. Следовательно, хоты бы одна из этих сущностей не являетсяабсолютной, а имеет другую причиной своего существования. Т. е. из двух илиболее сущностей, присутствующих в «Реальном Бытии», только одна сущность может бытьабсолютной.

Таким образом,пон. о А. ц. существующей вокруг нас «реальности» напрямую свидетельствует, логическинеопровержимым образом, о существовании единой и единственной, т.е. абсолютной «Божественной Сущности».

Абсолютное бытие - это пон.Христианской Философской Онтологии, которое обозначает безусловное,независимое, безотносительное, самостоятельное, ничем не обусловленное,непреложное вечное и неизменное существование. Примером «Абсолютного бытия» (А.б.) является бытие Бога, т. е. БожественноеБытие или Нетварное Бытие.

(См.ст. «Абсолютное», «Нетварное бытие»).

Абсолютный ум – философское пон. в античной философии и в идеалистической философиипостхристианского Запада. «Абсолютный ум» (А. у.) – это пон. обозначающее в идеалистическомфилософском мировоззрении надмирный принцип, причинусуществования окружающей нас физической реальностиРеального Бытия. Некое объективносуществующее Сознание, мышление ипредставления которого об идеальном миревоплощаются в вещественность материального мира, составляя онтологию Реального бытия.Пон. о А. у. является онтологическим ядром и центроммногих, особенно античных, философских систем.

В ХристианскойФилософской Антропологии пон. о А. у. является одной из характеристик Божественной Природы, нашедшей своёотображение в Природе Человека,являющейся отображением природы Божества. Тварное Человеческое Лицо, сообразное Божественному Лицу, отразившееся в материальном теле дочеловека,при Обращениик нему Единого в трёх Лицах Бога, осознало себя в животном теле, и,своею изначальной и абсолютной разумностью, как образа Бога, вызвало, внеразумном до того теле, процесс мышления,который и представляет собой природный ум человека.

Таким образом,ХФА определяет: А. у. - это феномен бытия божественного Лица, личного аспекта бытияБога Сына, являющегося первообразом и причиной существования каждойчеловеческой личности, сообразной Ему, и, следовательно, обуславливающего Собойсуществования «Ума» вообще, как феномена человеческой природы.


Абстрагирование - пон. Христианской Философской Гносеологии. Оно характеризует одну издвух сторон Умозрительного Познания.Онтологической особенностью абстрагирования (далее А.) как методапознания, является то, что субъектпознания выделяет в объекте познаниянекие наиболее важные, на его взгляд, свойства и связи, пренебрегая всейбесконечной совокупностью остальных свойств и связей, считая их второстепенными.Это пренебрежение второстепенными факторами и называется А.

По этой причинерезультатом этого метода умозрительного познания, всегда является неполнаяи частичная абстрактная истина.

(См.ст. «Абстрактное»)


Абстрактное – (от лат. abstractio – отвлечение)– пон. Христианской ФилософскойГносеологии. Оно обозначает одну из умныхсил (способностей или движений) человеческого ума. Это один из механизмов мышления ипознания мира: абстрактное мышление иабстрактное познание. Абстрактное(далее А.) постижение какой-либо вещи:предмета, явления или существа,представляет собой построение системы познания - Умопостигаемого Бытия этой«вещи». Т. е. системы умозрительных представлений субъектапознающего эту «вещь», как во внутренних закономерностях её строения и свойств,так и во внешних связях этой «вещи» с другими.

Онтологическаясущность пон.  А. заключается в том, что:

Во-первых, стремлениек полному познанию о «вещи», как о феномене Реального Бытия, есть стремление в бесконечность. Поэтому,любая степень приближения познающего субъекта к реальности – сущности вещи, будет умозрительно,т. е. абстрактно. Это будет неполное и нереальное бытие, а Абстрактное бытие «вещи».

Во-вторых,полнота познания «вещи», по опыту практического познания, достижималишь частичнои фрагментарно. Т. е. какое-либо, более или менее полное, знаниепрактически достижимо лишь о каком-то основном свойстве или каких-то главныхсвязях «вещи», при условии, если мыабстрагируемсяперестанем учитывать – всеостальные, менее важные, на наш взгляд, свойства и связи, которые мешаютнам исследовать и проследить искомые. В результате мы получаем познание об Абстрагированном Бытии «вещи», котороеявляется умозрительным бытием этой «вещи», точно так же как и собственно«Абстрактное Бытие». Но по другой причине. В первом случае познание имелосвойства А. из-за своей неполноты – «понемногу обо всём». Вовтором же случае, оно А. из-за своей частичности – «всё ни о чём», ибо в«Реальном Бытии» не существует закрытых систем. Даже такая абсолютная системакак Божество, не является закрытой. Но не потому, что она не самодостаточна, апотому, что она открыта миру по Воле божественных Лиц.

А. историческипонималось в философии, до Гегеля, как одностороннее и частичное знание.Классическим, метафизическим, взглядам на А. Гегель противопоставил диалектическое взаимодействие междупонятиями А. и Конкретное, которое,затем, было применено в диалектическомматериализме, как один из диалектическихметодов познанияметод абстрактного и конкретного.

В диалектикеГегеля «конкретное» - это сама «вещь», взятая в своей физической реальности. А.же  – это не метафизическаяпротивоположность «конкретному», а процесс развития, чреда этапов развития,самой «реальной вещи». Но эту диалектику Гегель применял только дляхарактеристики духа, «мышления», абсолютной идеи. Природа же ичеловеческое общество лишь выступают как то, или иное, абстрактное обнаружениеотдельных сторон и моментов жизни «всеобщего духа». Марксистская философияприменила этот диалектический метод к познанию и природы, и человека.

Этот«диалектический метод познания» является попыткой преодоления пропасти бесконечностимежду реальностью «вещи» и умозрительностью наших представлений о ней,как субъектов пытающихся познать эту «вещь». Но если мы простое и  пассивное созерцание этой бесконечности,как это делала метафизика, заменим процессом бесконечного приближения кудалённой от нас бесконечно цели – полноте познания «вещи», тодостижение этой цели останется проблемой, такой же, каки было до этого. Ведь не существует принципиальной разницы стоять ли нам надорожке бесконечно длинной дистанции или бежать по ней. Всё равно – финишнедостижим! Одна радость – что голова ногами занята. Но можно занять голову иболее интересной проблемой, поскольку существует тот, Кто есть a и w.Тот, кто присутствует и на старте, и на финише. Может быть лучше обратиться кНему за помощью, а не просто перебирать ногами?

Литература:[Ф56] – с. 4.


Абстракция – (от лат. abstractio – отвлечение) – пон. Христианской Философской Гносеологии.Оно характеризует результат феномена УмозрительногоПознания. Тер. Абстракция (далее А.) введён Боэцием как перевод тер.Аристотеля. Это одна из сторон или форм Познания.Эта форма заключается в том, что «познание» понимается как мысленноеисследование, как отношение субъекта и объекта, т. е. – как Созерцание вне Общения,как процесс абстрактного мышления.Это такое «познание» свойств и связей вещи:предмета, явления или существа, прикотором субъект познания мысленноотвлекается от значительного ряда сторон и свойств объекта познания, вычленяя среди них лишь некоторые. Необходимостьи неизбежность подобной умозрительной операции возникает всилу двух факторов имеющих место в онтологии «Умозрительного Познания»:

- Первый фактор – это принципиальнаяневозможность учесть бесконечное количество внутренних свойств самой«вещи» и внешних связей её с другими «вещами»;

- Второй фактор – это методическаяи техническая[6]ограниченность всех методов «Умозрительного Познания», которая требуетотвлечения от реальной невозможности «субъекта познания» в постижении бесконечного, и её замены на умозрительную возможностьпостроения сосчитанной или завершённой бесконечности. Это процессвыделения некоторого числа каких-либо основных, по мнению исследователя,свойств и связей и пренебрежение другими, второстепенными.

А., как результат «умозрения»,представляет собой систематизированную совокупность понятий и категорий. А.,как завершение умозрительного процесса, позволяет раскрыть умозрительную сущность «вещи»,проникнуть в мыслимую глубь «предмета» или «явления». Значение А. в научной гносеологии, которая являетсяодним из методов «Умозрительного Познания», заключается в том, что она создаётоснову аналитического метода познания,открывая возможность умозрительного расчленения «вещи» ивыделения в ней «умозрительно существенных сторон». Их всесторонний анализ в этом умозрительном - «чистом» -виде, является важнейшим, для «Умозрительного Познания», результатом абстрагирующейдеятельности мышления.

Истинность абстрактного знания можетрассматриваться только в рамках умозрительной гносеологии,применимой лишь для частичного познания ТварногоБытия. Здесь, критерием истинности А., вводимой в научное познание, можетслужить практика, опыт, как считает Диалектический материализм.[7] «Опытноезнание», полученное диалектическимиметодами познания, в число которых входит и метод абстрактного и конкретного,представляет собой фундамент научного знания. Необходимо признать, что материализм,как основафилософии познания, побуждает гносеологию к большей активности в умозрительномпознании «Тварного Бытия», чем это делает идеалистическая философия,конечно же, если она свободна от того ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОЗНАНИЯ, которымявляется Христианское Евангельское Откровение. Внеевангельский идеализм,как и идеализм доевангельский, склонен к превращению продуктов А. –понятий и идей – в сущностную основу мира. Он возводит результат умозрения в онтологическийАбсолют, и твари придаёт достоинство Божества, чем только углубляетту бесконечную пропасть, которая разделяет Реальность и наше умозрение о ней. Илишь только -  откровение Евангелия ведётПознание к её единственной истиной форме – Познанию в Общении, в которойгносеология достигает своей полноты и совершенства. Она преодолевает самубесконечность, служащую онтологической причиной существования самой  А. как феномена познания.

В философии гносеологии выделяют типаА.:

- изолирующая абстракция, вычленяющаяисследуемое явление из некоторой целостности, т. е. собственно«абстрагирование»;

- обобщающая абстракция, дающая обобщеннуюкартину какой-либо совокупности конкретных проявлений «вещи»;

- идеализация, т. е. замещениереального эмпирического содержания «вещи» её идеализированной схемой,другими словами составление умозрительной модели.

Литература:[К78] – с. 5-6; [Ф56] – с. 4-5.

Виртуальныеисточники: [2] – д. I.

Аскетическоедействие – термин ФилософииЛица и ХФАА, описывающий анторополого-аскетические особенностипон. конструктуирование, котороеприменяется в ХФО. Это онтологическоедействие, которое может предпринять ипостасноечеловеческое «Я», осуществляющие своё бытиекак личное бытие или как личностное бытие.

Смысл или содержание такого действия заключается в пересмотречеловеческим «Я» всей системы мировоззренческих ценностей,в первую очередь нравственных ценностей, на основании которой ипостасное «Я» конструирует[8] созерцательнуюсистему своего сознания, спомощью которого оно созерцает своё«бытие», т.е.  живёт и существует.

Ипостасное человеческое «Я» есть онтологическая причинасуществования своего «сознания». И только оно, в конечном итоге, определяетдуховно-нравственное качество своего «сознания» и «созерцания», как утверждаетЕвангельское Откровение богочеловека Иисуса Христа.

«Аскетическое действие», далее А.д., представляет собой нравственную борьбу богоподобного смирения и кротости, присутствующих в человеческой ипостаси в силу её сообразностиБогу, против человеческого Эго,появляющегося в свободной волечеловеческого «Я» в силу того, что ему предоставлена Богом возможность жить безБога. Так как общение влюбви, как феномен абсолютной свободы,не может появиться без отсутствия этой «абсолютной свободы». 

«Нетварное Бытие» лишь предлагает себя  тварному ипостасному сознанию вкачестве собеседника. Но никогда не навязывает себя в качестве партнёра по «общению»,с терпением и любовью ожидая добровольного ответа свободного ипостасного«Я» на свой призыв к «общению».


[1] Философскоепонятие, обозначающее начало всего сущего.

[2]Несколько особняком, в ряду русских религиозных философов, славянофилов иевразийцев, стоят богослов-имяславец и философ о. П. Флоренский, а так жефилософ и богослов о. С. Булгаков, которые были более других увлечены западнойфилософией. Ещё далее отстоят, увлечённые философией и неоязычеством В.Соловьёв и В. Розанов. Примером наибольшего удаления от Евангельского Христаможет служить Д. Андреев с его оккультным манифестом «Роза мира».

Бесплатный хостинг uCoz