Введение в Философию Лица
(Очерк Христианской Философской Онтологии и Гносеологии)
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Вводная.
1. Цели и задачи данного исследования.
2. Современное состояние исследуемой проблемы.
3. Методология исследования.
4. Перспективы, открывающиеся в ходе осуществления данного исследования.
Глава II. Что такое Философия Лица.
1. Философия Лица – как мировоззренческая система.
2. Философия Лица – это религиозное мировоззрение.
3. Философия Лица – это научное мировоззрение.
4. Религиозный философский синтез – основание Философии Лица.
Глава III. Философия Лица это Христианская Философская система.
1. Христианство и религия.
2. Религия и богословие.
3. Богословие и философия.
4. Христианский гносис как исторический опыт философско-богословского синтеза.
Глава IV. Система понятий Философии Лица как синтез философского и богословского мировоззрений.
1. Онтология «Бытия» как среды «Общения» в Философии Лица.
1). «Бытие» и «Сознание».
а). Два основных вопроса Философии.
б). Онтология «что» и онтология «кто».
в). Нетварное и тварное.
г). Физическая реальность как Реальное Бытие.
2). Созерцание как «функция» «Сознания в Бытии».
а). «Зеркало Сознания» и «Зеркало Бытия».
б). Метафизика и диалектика «Познания» природного «Бытия».
2. «Общение» как феномен инобытийной онтологии в Философии Лица.
1). Онтологические конструкты в инобытийной деятельности «Сознания».
а). Античный Космос как безличностный сущностно-природный конструкт.
б). Философское «Бытие» как пресонально-личностный сущностно-природный конструкт.
в). Религиозно-философское «Бытие» как сущностно-ипостасный конструкт.
г). Учение св. отцов о «Ипостаси - Лице» как личном ипостасно-природном конструкте.
д). «Лицо» как инобытийный конструкт в Философии Лица.
2). «Общения» как преодоление ограниченности «Познания».
а). От «Ипостаси» к «Лицу» - «личность» в динамике Любви.
б). «Созерцание» как «Познание в Общении».
3. Нравственность онтологии и онтология нравственности.
1). Онтология и «Нравственность».
а). «Бытие» и «Нравственность».
б). «Сознание» и «Нравственность».
в). «Созерцание» и «Нравственность».
2). «Инобытие» и «Нравственность».
а). «Бытие» и «Лицо».
б). «Сознание» и «Лицо».
в). «Созерцание» и «Лицо».
3). Категории триалектики «Общения» в Философии Лица.
а). Метафизика «Познания» и «Индивид».
б). Диалектика «Созерцания» и «Личность».
в). Триалектика «Общения» и «Лицо».
4). Гносеология в Философии Лица.
а). «Нравственность» и «Процесс Познания».
б). «Познавательные Силы» и «Нравственность».
в). Лицо.
- Лицо и бытийный сущностно-природный конструкт.
- Лицо и Нравственность.
г). Личность.
- Личность и Нравственность.
д). Индивид.
- Нравственность и индивид.
е). Персона.
- Персона и Нравственность.
Глава V. Заключительная.
Приложения.
Глава I. Вводная.
Размышления, предлагаемые здесь вашему вниманию, своим источником и побудительной причиной имеют печальное состояние нынешнего мировоззрения нашего общества. Как культурно-научного и мистико-религиозного мировоззрения, так и обыденно-бытового. Кризис общения,[1] воспринимаемый в социокультурном аспекте, и в онтогносеологическом аспекте, ярко и наглядно показывает совершеннейшее социальное бессилие государства во всех четырёх его институтах, касающихся человека: науке, технике, искусстве и культуре. Оно кроется в забвении самых основополагающих сторон жизни каждого из тех человеческих сознаний, которые и призваны к «общению», составляя собой то, что мы и называем здесь социумом или обществом.
Этот кризис обличает всю тщетность многообразнейших и многочисленных попыток государственных институтов предложить «обществу», общественному сознанию, ту главную и всеобъемлющую идею, которая могла бы вдохновить и охватить все, зачастую противопоставляющие себя друг другу, слои и социальные группы нашего разрозненного и раздробленного «социума». Объединить его и влить в него новые жизненные силы. Государство, само по себе, как институт внешнего воздействие на «сознание», не способно призвать «общество» подняться над собой. Над своим нынешним психическим, то есть душевным, чувственно-интеллектуальным, состоянием и сделать следующий шаг по лестнице, ведущей вверх. Налицо кризис веры в Идеал, то есть, в конечном итоге, веры в Бога. И в Бога философов, и в Бога Богословов. Последнее указывает на то, что «кризис общения» проник и в Церковь, затронув «общественного сознания» и в его религиозных формах.
Кризис религиозного общения является, на наш взгляд, причиной социальной беспомощности «общества», а, следовательно, и государства. Он кроется, как представляется, в первую очередь, в отсутствии интеллектуального осознания того, какое место занимает нравственность в жизни каждого человека. Не мораль, в её социальном аспекте или в индивидуальном аспекте, или даже в личностном аспекте. А «нравственности» имеющей свой смысл и содержание в евангельском речении Господа Иисуса Христа: - «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный, который есть любовь!»
Выход из этого интеллектуально-нравственного кризиса видится в переоценке господствующих ныне в обществе «мировоззрений». Вернее сказать, в заполнении создавшегося ныне мировоззренческого вакуума. Так как та мировоззренческая пестрота и многоцветие, которые сейчас царят в «общественном сознании», равносильны отсутствию мировоззрения вообще. Этот кризис, как это сейчас модно говорить, носит системный характер. В отношении же человека и обществоведения можно говорить о его онтологическом характере и даже онтологическом в квадрате, ибо он заключается и в кризисе онтологии бытия, и в кризисе онтологии сознания, стержнем и сердцевиной которого является кризис нравственности.
Этим искомым новым мировоззрением, предлагаемым вашему вниманию в данном исследовании, является Философия Лица. Она вполне отвечает всем известной истине: - «Всё новое – это хорошо забытое старое». Эта Философия является новым, вернее очередным возвращением к тому Евангельскому благовестию, которое сохраняется для нас в Церкви Христовой. Сохраняется историческими усилиями поколений христианских святых, чреда которых начинается с апостолов и продолжается в духовных учителях до сего дня, и, несомненно, будет присутствовать и в будущей истории мира.
[1] В данном исследовании феномен «Общения» упоминается в двух аспектах. Во-первых, в психологическом аспекте, который имеет в виду общение людей между собой в их совместной социальной, научной и культурной деятельности, а так же в быту. Во-вторых, в онтологическом аспекте, рассматривающем общение как онтологическое, то есть по-евангельски «нравственное действие». Направленное на раскрытие глубин личного «Я», образа Бога, в себе самом и в собеседнике. В-третьих, в сотериологическом аспекте. То есть, как спасение, имеющее своей целью победу «бытия общения» над «разобщённым бытием». Второй аспект и является собственно целью и особым интересом данной работы. «Философия Лица» в целом, имеет центром своего устремления, конечно же, третий аспект «общения».