Философия Лица есть попытка преодоления эгоистической раздробленности человеческого сознания, вызванного грехом человека, и возникшей, по его вине, страстностью.

Пять глав о Философии Лица 

Введение в Философию Лица

(Очерк Христианской Философской Онтологии и Гносеологии)

 СОДЕРЖАНИЕ

 Глава I. Вводная.

1. Цели и задачи данного исследования.

2. Современное состояние исследуемой проблемы.

3. Методология исследования.

4. Перспективы, открывающиеся в ходе осуществления данного исследования.

Глава II. Что такое Философия Лица.

1. Философия Лица – как мировоззренческая система.

2. Философия Лица – это религиозное мировоззрение.

3. Философия Лица – это научное мировоззрение.

4. Религиозный философский синтез – основание Философии Лица.

Глава III. Философия Лица  это Христианская Философская система.

1. Христианство и религия.

2. Религия и богословие.

3. Богословие и философия.

4. Христианский гносис  как исторический опыт философско-богословского синтеза.

Глава IV. Система понятий Философии Лица как синтез философского и богословского мировоззрений.

1. Онтология «Бытия» как среды «Общения» в Философии Лица.

1). «Бытие» и «Сознание».

а). Два основных вопроса Философии.

б). Онтология «что» и онтология «кто».

в). Нетварное и тварное.

г). Физическая реальность как Реальное Бытие.

2). Созерцание как «функция» «Сознания в Бытии».

а). «Зеркало Сознания» и  «Зеркало Бытия».

б). Метафизика и диалектика «Познания» природного «Бытия».

2.  «Общение» как феномен инобытийной онтологии в Философии Лица.

1). Онтологические конструкты в инобытийной деятельности «Сознания».

а). Античный Космос как  безличностный сущностно-природный конструкт.

б). Философское «Бытие» как пресонально-личностный сущностно-природный конструкт. 

в). Религиозно-философское «Бытие» как сущностно-ипостасный конструкт.

г). Учение св. отцов о «Ипостаси - Лице» как личном ипостасно-природном конструкте.

д). «Лицо» как инобытийный конструкт в Философии Лица.

2). «Общения» как преодоление ограниченности «Познания».

а). От «Ипостаси» к «Лицу» - «личность» в динамике Любви.

б). «Созерцание» как «Познание в Общении».

3. Нравственность онтологии и онтология нравственности.

1). Онтология и «Нравственность».

а). «Бытие» и «Нравственность».

б). «Сознание» и «Нравственность».                     

в). «Созерцание» и «Нравственность».  

2). «Инобытие» и «Нравственность».

а). «Бытие» и «Лицо».

б). «Сознание» и «Лицо».

в). «Созерцание» и «Лицо».

3). Категории триалектики «Общения» в Философии Лица.

а). Метафизика «Познания» и «Индивид». 

б). Диалектика «Созерцания» и «Личность».  

в). Триалектика «Общения» и «Лицо».

4). Гносеология в Философии Лица.

а). «Нравственность» и «Процесс Познания».

б). «Познавательные Силы» и «Нравственность».

в). Лицо.

- Лицо и бытийный сущностно-природный конструкт.

- Лицо и Нравственность. 

г). Личность.

- Личность и Нравственность.

д). Индивид.

- Нравственность и индивид.

е). Персона.

- Персона и Нравственность.

Глава V. Заключительная.

Приложения.

Глава I. Вводная.

Размышления, предлагаемые здесь вашему вниманию, своим источником и побудительной причиной имеют печальное состояние нынешнего мировоззрения нашего общества. Как культурно-научного и мистико-религиозного мировоззрения, так и обыденно-бытового. Кризис общения,[1] воспринимаемый в социокультурном аспекте, и в онтогносеологическом аспекте, ярко и наглядно показывает совершеннейшее социальное бессилие государства во всех четырёх его институтах, касающихся человека: науке, технике, искусстве и культуре. Оно кроется в забвении самых основополагающих сторон жизни каждого из тех человеческих сознаний, которые и призваны к «общению», составляя собой то, что мы и называем здесь социумом или обществом.

Этот кризис обличает всю тщетность многообразнейших и многочисленных попыток государственных институтов предложить «обществу», общественному сознанию, ту главную и всеобъемлющую идею, которая могла бы вдохновить и охватить все, зачастую противопоставляющие себя друг другу, слои и социальные группы нашего разрозненного и раздробленного «социума». Объединить его и влить в него новые жизненные силы. Государство, само по себе, как институт внешнего воздействие на «сознание», не способно призвать «общество» подняться над собой. Над своим нынешним психическим, то есть душевным, чувственно-интеллектуальным, состоянием и сделать следующий шаг по лестнице, ведущей вверх. Налицо кризис веры в Идеал, то есть, в конечном итоге, веры в Бога. И в Бога философов, и в Бога  Богословов. Последнее указывает на то, что «кризис общения» проник и в Церковь, затронув «общественного сознания» и в его религиозных формах.

Кризис религиозного общения является, на наш взгляд, причиной социальной беспомощности «общества», а, следовательно, и государства. Он кроется, как представляется, в первую очередь, в отсутствии интеллектуального осознания того, какое место занимает нравственность в жизни каждого человека. Не мораль, в её социальном аспекте или в индивидуальном аспекте, или даже в личностном аспекте. А «нравственности» имеющей свой смысл и содержание в евангельском речении Господа Иисуса Христа: - «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный, который есть любовь!»

Выход из этого интеллектуально-нравственного кризиса видится в переоценке господствующих ныне в обществе «мировоззрений». Вернее сказать, в заполнении создавшегося ныне мировоззренческого вакуума. Так как та мировоззренческая пестрота и многоцветие, которые сейчас царят в «общественном сознании», равносильны отсутствию мировоззрения вообще. Этот кризис, как это сейчас модно говорить, носит системный характер. В отношении же человека и обществоведения можно говорить о его онтологическом характере и даже онтологическом в квадрате, ибо он заключается и в кризисе онтологии бытия, и в кризисе онтологии сознания, стержнем и сердцевиной которого является кризис нравственности.

Этим искомым новым мировоззрением, предлагаемым вашему вниманию в данном исследовании, является Философия Лица. Она вполне отвечает всем известной истине: - «Всё новое – это хорошо забытое старое». Эта Философия является новым, вернее очередным возвращением к тому Евангельскому благовестию, которое сохраняется для нас в Церкви Христовой. Сохраняется историческими усилиями поколений христианских святых, чреда которых начинается с апостолов и продолжается в духовных учителях до сего дня, и, несомненно, будет присутствовать и в будущей истории мира.



[1] В данном исследовании феномен «Общения» упоминается в двух аспектах. Во-первых, в психологическом аспекте, который имеет в виду общение людей между собой в их совместной социальной, научной и культурной деятельности, а так же в быту. Во-вторых, в онтологическом аспекте, рассматривающем общение как онтологическое, то есть по-евангельски «нравственное действие». Направленное на раскрытие глубин личного «Я», образа Бога, в себе самом и в собеседнике. В-третьих, в сотериологическом аспекте. То есть, как спасение, имеющее своей целью победу «бытия общения» над «разобщённым бытием». Второй аспект и является собственно целью и особым интересом данной работы. «Философия Лица» в целом, имеет центром своего устремления, конечно же, третий аспект «общения».

 

Протоиерей Сергий Михальчук
Г. Белгород, 308036, ул. 60 Лет Октября, д.5, кв,265

 

1. Пророки Иезекииль, Моисей, Давид.  Начало XVI в.

 

 

 

 

 

E-mail: ser.mixalchuck@yandex.ru
        pastuh@email.ru
        sergey.mihalchuk.62@mail.ru

Бесплатный хостинг uCoz