|
«Бытие» ангелов и основные вопросы онтологии Введение. Христианская Философская Онтология относит проблему понимания бытия ангелов к числу основополагающих онтологических истин, которые формируют фундамент всего догматического мировоззрения и мировосприятия человеческого сознания. Этот онтологический фундамент складывается из того, как человеческое «сознание» воспринимает, или не воспринимает, такие понятия как нетварное бытие и тварное бытие. Как оно мыслит взаимодействие таких категорий онтологии как материя и дух. Каким «сознание» человека созерцает ту реальность, которая его окружает. Всё это и определяет то, какими смысловыми сентенциями человеческое «сознание» наполняет своё понимание терминологического выражения – реальное бытие. Это и есть сердцевина «мировоззрения» и «мировосприятия» любого человека. Поэтому Христианская Философская Онтология объявляет это терминологическое выражение – своим начальным понятием.[1] Содержание понятия о «реальном бытии» определяет, есть ли место «бытию ангелов» в каждом конкретном миросозерцании. И то, как и каким мыслится само «понятие» – ангел. I. Учение Философии Лица о «Реальном Бытии». Так что же такое «Реальное Бытие»? Философии Лица говорит о «Реальном Бытии» как о единстве «нетварного бытия» Бога и «тварного бытия» человека. Причём, это не две онтологически равноценные разновидности или «модуса» какого-то одного и единого целого. А различные, абсолютно онтологически чуждые друг другу, явления. Они не связанны между собой, по своей «природе», никакими закономерностями или необходимостью. Бог, в своей «природе», никоим образом, ни в чём и ни в малейшей степени, не нуждается в «существовании» человека. Но, всё же, человек существует! И именно Бог, никак природно незаинтересованный в существовании человеческой «природы», является причиной этого, «природно неинтересного» для Бога, существования. В чём же тут «соль», где «зарыта» наиглавнейшая «собака» в понимании Откровения Бога о Себе, мире и человеке? Какова сокровенная тайна «Реального Бытия»? Думаю, что не «открою» вам глаза, заявлением о том, что эта тайна скрывается в Боге. Это и так всем ясно. Но вот каково содержание этой тайны?! В ответе на этот вопрос возможны очень разнообразные мнения, ибо в его основании скрывается абсолютная «свобода» человека, отвечающего на него. «Свобода в том, каков есть этот человек. Или каким он хотел бы «быть». Не с той точки зрения, каков он есть или хотел бы «быть» по своей «природе». Знать языки, быть музыкантом или поэтом, писателем или актёром, певцом, учённым или художником, спортсменом или президентом. Умеющим летать и жить в море, как дельфины, быть волшебником или покорителем Вселенной. А с той точки зрения, каким ему «быть», добрым или злым, «нравственным» или «эгоистичным». Не светлым или тёмным, а «Любить» или «не любить». Иначе говоря, в том, каким человек «видит» Бога или свой Идеал, зависит та тайна, которую человек хотел бы иметь Истиной, и хотел бы найти с помощью богословия или философии. А может и с помощью обеих этих наук сразу. Итак, обратим своё внимание на Бога Христианской Философии, для того, чтобы понять, - каков этот Бог и каковы Его ангелы. 1. Пресущественность «божественного бытия». Когда человек начинает рассуждать о том, что такое «божественное бытие» или «нетварное бытие», то он сталкивается с тем, что ему, для того, чтобы сделать это, надо: - Во-первых, описать всё, что существует в мире. – Назвать «имена» всех «вещей».[2] Ибо всё, что есть в мире, сотворено Богом! И, значит, имеет какое-то отношение к Его «бытию», к Его сущности - природе; - Во-вторых, он будет вынужден добавить, что «божественное бытие» превышает сущность – природу всякой сотворённой «вещи», у которых есть «имя».[3] И превышает настолько, что можно со всей уверенностью утверждать, что «бытие» Бога не может быть ничем из того, что мы можем «созерцать» в мире, и чему мы можем дать «имя».[4] Человеческое «сознание» сталкивается здесь с невозможностью дать определение «предмету» своего внимания. Означает ли это, что упомянутый «предмет» в принципе непостижим для человеческого «сознания»? Если исходить из природного аспекта человеческого бытия, то так оно и есть. Потому что «бытие» Бога в принципе трансцендентно «бытию» мира.[5] Как мы уже упоминали выше. Но дело в том, что человека с Богом связывает не только природный аспект бытия, но и личный аспект бытия. Ибо человек – «образ» Бога, отличающийся от всех прочих творений Бога тем, что он имеет в себе «ноумен» ипостасно-личного существования. Принятый им как «дар» Бога. Человек, как и Бог, это не только сущность - природа, но и ипостась-лицо. И разница между ними в том, что Бог вечен и нетварен, а человек тварен, - сотворён, и поэтому имеет «начало». Но он, как и Бог, не имеет «конца», по той причине, что Бог сотворил человека для вечной жизни. Бог для этого и наделил его своим «образом». Иначе, человек не мог бы приобщиться к вечности. Исходя из всего сказанного, мы можем заключить, что «божественное бытие» действительно непостижимо для человеческого «сознания», если ставить вопрос в природном аспекте бытия Бога и мира. Если же ставить вопрос о том, что такое «божественное бытие» иначе, в аспекте личного бытия Бога и человека, то ответ на него может быть существенно иным.[6] На передний план здесь выходит не отличия между собой сущности - природы Бога и сущности - природы человека, а то в чём между ними наблюдается принципиальное сходство – сообразность ипостасей - лиц, нетварных и тварных.[7] При этом условии, становится совершенно необходимым вспомнить о пресущественности божественной сущности, то есть «божественного бытия», о которой впервые заговорил Дионисий Ареопагит или «Псевдодионисий», как его именуют в научной литературе. Эту пресущественность ещё называют неисчерпаемостью божества или преизбыточностью божества – преизбыточностью божественной природы. [1] Подобные понятия в понятийных системах научного и философского знания называют, обычно, категориями. Основными категориями или корневыми категориями. [2] Св. Василий Великий указывает, что нет ни одного понятия, которое могло бы объять всю природу Бога и способно её выразить. «...Я знаю, что Бог есть, - говорит св. Василий. - Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения». – См. http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvennaya_suhnost-all.shtml [3] По мысли св. Григория Богослова, существо Божие есть: - «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». О том же говорит св. Григорий Нисский: - «Велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности»... Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной, какой постигающей силой ума… Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского ... постижения». И св. Григорию Паламе: - «Бог превышает всё существующее, и Он выше всякого естества». - Там же. [4] Следуя святому Григорию Богослову, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. - Там же. [5] Трансцендентность Бога (лат. transcendens - выходящий за пределы) - богословское понятие, отражающее запредельность Бога тварному миру, подчеркивающее Его существование по ту сторону созданного Им «бытия» и всех видов человеческого «опыта», недоступность «познанию». - «Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления, - учит св. Григорий Нисский, - оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приёмов мысли, и в людях не открыто ещё никакой силы, способной постигнуть непостижимое». – См. http://azbyka.ru/dictionary/18/transcentnost_boga-all.shtml [6] Неизреченная божественная сущность, окутанная мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» (св. Дионисий Ареопагит), имеет внешние исхождения, «действия». В исхождениях или «действиях» сокровенной божественной сущности «божественное бытие» может «познаваться» и даже сообщаться творению: - «Бог существует одновременно и в своей сущности и вне своей сущности, - подчеркивает православный богослов В. Н. Лосский. - Всецело непознаваемый в своей сущности, Бог всецело открывает Себя в своих энергиях». – См. http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvennaya_suhnost-all.shtml [7] Трансцендентной является только «божественное естество» (сущность), но не «божественные действия» (энергии), в которых Бог становится имманентен «тварному бытию». «Невидимый по естеству делается видимым в действиях», - отмечает св. Григорий Нисский. Православный богослов В. Н. Лосский указывает: - «Бог остается трансцендентным по своей «природе» в самой имманентности Своего проявления». – См. http://azbyka.ru/dictionary/18/transcentnost_boga-all.shtml |